Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Нормативные акты международного и федерального значения

Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 29.07.2017)
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2, статья 1065 "Предупреждение причинения вреда")
Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность
Методическое пособие для получения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Нормативные акты местного самоуправления

Постановление Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 639 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Доступная среда"
Постановление Правительства Ростовской области от 22.06.2021 № 490 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2021-2030 годы"

Локальные акты МБДОУ

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкально-физкультурный зал, кабинет педагога-психолога.

Групповые помещения оснащены материалами, направленными на развитие познавательной, речевой, физической и социально-коммуникативной деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ оснащена методическими материалами и интерактивным оборудованием.

Музыкально-физкультурный зал оборудован интерактивным оборудованием, акустической системой, фонотекой и методическими пособиями, музыкальными инструментами и атрибутами для игр, а также спортивным инвентарем для проведения ООД, оздоровительных, культурно-массовых, развлекательных, праздничных мероприятий.

Кабинет педагога-психолога оснащен техническим (сенсорный стол, интерактивный песочный стол) и коррекционным (методические пособия и дидактические материалы) оборудованием для удовлетворения особых образовательных потребностей детей.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения, проектная деятельность, метод моделирования, деятельностный подход, сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, здоровьесберегающие технологии, дыхательная гимнастика.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Оборудован музыкально-физкультурный зал, в котором проводятся ООД, досуги, праздники и развлечения. В зале в наличии есть разнообразный спортивный инвентарь для проведения физкультурно-оздоровительной работы: мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, скакалки, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Спортивная площадка оснащена оборудованием для проведения ООД, спортивных мероприятий. Игровое поле оборудовано для проведения турниров по мини-футболу и баскетболу.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Каждое групповое помещение оснащено детской художественной и познавательной литературой, методическими пособиями и играми в соответствии с возрастными особенностями.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Организация доступности объекта для инвалидов – форма обслуживания:

№ п/п Категории инвалидов Вариант организации доступности объекта
(формы обслуживания)
Все категории инвалидов и МГН, в том числе инвалиды:
1 передвигающиеся на креслах-колясках ДУ
2 с нарушениями опорно-двигательного аппарата Б
3 с нарушениями зрения ДУ
4 с нарушениями слуха ДУ
5 с нарушениями умственного развития ДУ


Состояние доступности основных структурно-функциональных зон

№ п/п Основные структурно-функциональные зоны Состояние доступности,
в том числе для основных категорий инвалидов
1 Территория, прилегающая к зданию (участок) ДП-И (К,О,Г,У)
2 Вход (входы) в здание ДП-И (О,Г,У)
3 Путь (пути) движения внутри здания, пути эвакуации ДП-И (О,Г,У)
4 Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) ДП-И (О,Г,У)
5 Санитарно-гигиенические помещения ДЧ-И (О,Г,У)
6 Система информации и связи (на всех зонах) ДЧ-В
7 Пути движения к объекту (от остановки городского пассажирского транспорта) ДУ


Физическая доступность на объект:

Территория, вход и зона целевого обслуживания: для лиц с нарушениями умственного развития, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – доступно полностью, для инвалидов на кресле-коляске, с нарушениями зрения – доступно частично. На первом этапе адаптации доступности здания для МГН были проведены следующие мероприятия:

  • Установлена табличка при входе на территорию с названием организации, режимом работы, адресом, дублированная шрифтом Брайля.
  • Установлена кнопка вызова персонала для сопровождения МГН.
  • Установлена пиктограмма, указывающая на доступность объекта.
  • Территория на объекте выровнена, что создает удобное передвижение для МГН.
  • Перепады высот оборудованы бордюрными съездами.
  • В детской группе унитаз оборудован стационарным поручнем.

Приспособить здание для лиц, передвигающихся на кресле-коляске, не представляется возможным из-за узких дверных проемов, коридоров и лестниц, возможно только при реконструкции здания (изменение реконструкции несущих стен). Категории обслуживаемых инвалидов (инвалиды, передвигающиеся на кресле-коляске, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития) – нет. Участие в исполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида, ребенка-инвалида – нет.

Специальные условия питания

В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

Специальные условия охраны здоровья

Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский кабинет, оборудованный в соответствии с нормативными требованиями.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).

Детский сад обслуживает врач-педиатр (на основании договора с МБУЗ "Детская городская поликлиника № 2 города Ростова-на-Дону"). Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно реализуется комплекс мероприятий, направленный на оздоровление детей с учетом возможностей МБДОУ, который включает в себя закаливающие мероприятия, вакцинопрофилактику и т.д. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав периодически проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ создано единое информационное пространство, оснащенное электронной почтой, выходом в Интернет, действует официальный сайт, страницы в социальных сетях. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для слабовидящих. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг с оператором связи ПАО "МТС".

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических представлений, оркужающему миру, художественному творчеству, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги участвуют в разработке мультимедийных презентаций для занятий с детьми разных возрастов, в том числе для воспитанников с ОВЗ.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МБДОУ имеются в наличии технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ: песочный стол, сенсорный стол, smart-доска.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.

01 minobrnaukiminnauki02_gu04_potrebnadzor05_mchs13_busgovru06_mintrud15_gai-gibdd
07_rosobrnadzor09_11208_pravogovru10_minobrro11_gerb-rnd12_rostobrnadzor14_ros_obrazovanienavigator-deti